Балтийские страны никак не могут договориться о строительстве общего портового терминала для приема сжиженного природного газа (СПГ). Возникшая проволочка уже вызвала гнев Еврокомиссии. Об этом рассказала в интервью интернет-порталу министр экономики Латвии Дана Рейзниеце-Озола.
По ее словам, проект регионального терминала СПГ для всех стран Балтии провалилась уже давно, поскольку государства не смогли определить, на чьей территории его строить. В конце концов, вроде бы договорились. Возник план возведения двух терминалов в Эстонии и Финляндии и прокладки соединяющего их газопровода. Но и этот проект пока под вопросом.
«Предусматривалось, что в течение этого года Финляндии необходимо найти инвестора, и тогда начнется реальная работа по устройству терминала. Если этого не произойдет, то право первой руки переходит к Эстонии», — пояснила Рейзниеце-Озола.
Однако латвийский министр скептически смотрит на реализацию этого замысла.
«Связывать ожидания с эстонско-финским терминалом, по-моему, не слишком разумно. Хорошо, если он будет построен, но не рассчитываем на это», — сказала Рейзниеце-Озола.
Напомним, что первой из балтийских стран бывшего СССР терминал СПГ построила Литва — Independence в Клайпеде. Однако он превратился для государства в сундук без ручки. Мощности терминала явно избыточны для потребностей одной только Литвы. Предполагалось, что «голубое топливо» из Клайпеды пойдет также в Эстонию и Латвию, но эти страны от газа, который стоит в полтора раза дороже российского, отказались.
По условиям контракта с поставщиком СПГ — норвежской Statoil — Литва обязана принимать на клайпедском терминале не меньше 540 млн кубометров газа в год. Из-за этого в стране образуется примерно по 150-200 млн кубометров излишков топлива. А уменьшить объем поставок госкомпания Litgas может только за свой счет — вступает в силу контрактное правило «бери или плати», по которому забирать можно сколько угодно, но платить все равно придется за 540 млн кубометров.
|